Дети часто видят своих родителей только с одной стороны – семейно-бытовой, при этом многие не знают, какое образование получили родители, какие у них есть профессиональные достижения или другие успехи, например, хобби, насколько ценят их коллеги, друзья, родственники. А для развития ребенка как творческой личности это очень важно. Если ребенок гордится своими родителями, он и сам будет стремиться к успеху. А мы уверены, что у каждого родителя есть то дело, которое он умеет делать хорошо, с интересом, об этом и надо рассказать в своем портфолио (это относиться и к бабушкам с дедушками, а также и другие родственники могут принять участие).
Портфолио (папка достижений) может быть трех видов:
- в виде папки с работами или фотографиями и поясняющими текстами
- в виде презентации
- в виде фильма
Главное, чтобы автор портфолио был представлен как творческая личность. При этом можно очень творчески, по-своему, с интересом готовить суп или даже мыть пол, украшать дом и чинить машину, можно обладать талантом устраивать семейные праздники, делать необычные поздравления, придумывать способы воспитания взаимодействия с детьми.
Цели данной работы:
1. Привлечь внимание педагогов, родителей и детей к проблеме творческой активности личности, зафиксировать их, пусть даже самые маленькие достижения, открытия, успехи
2. Помочь осознать свои индивидуальные особенности, интересы и предпочтения, сильные и слабые стороны, сформировать адекватную самооценку
3. Способствовать раскрытию творческих способностей детей и родителей, что даст ресурс к преодолению трудностей и проблем.
Мы предлагаем примерную структуру портфолио. Начинать лучше с самого интересного. Дети могут выступить консультантами для отбора материала. Можно взять только те пункты, которые нравятся, а можно добавить свои.
Структура творческого портфолио родителя:
1. Портрет (все, что хочется рассказать о себе - имя, возраст, где родился, увлечения, интересы, хобби, резюме, интересные факты биографии и т.д.)
2. Мое детство (каким я был, о чем мечтал, что любил и не любил)
3. Мой профессиональный выбор (что повлияло на выбор), профессиональный путь (как изменялись представления о профессии, приоритеты) , что я люблю в своей профессии
4. Мои учителя (кому я благодарен)
5. Моя семья, друзья, значимые люди, родословная
6. Мои личностные особенности (положительные черты характера, умения, что я умею делать лучше других и т.д.)
7. Памятные события в моей жизни
8. Мои произведения (стихи, сценарии, рисунки, оформление дома, сада, блюда, поделки, шитье, вязанье, фото т.д.)
9. Обратная связь (отзывы коллег, друзей, родственников, учеников)
10. Мои перспективы (чему я хочу научиться, как совершенствоваться)
11. Рефлексия (вопросы, трудности, наблюдения, заметки, открытия)
12. Банк идей (как сделать жизнь лучше)
13. Чем в своей жизни я горжусь
14. Мои мечты
А также можно создать творческий порфолио семьи, в который можно включить родословную, успехи и достижения родственников. Поверьте, что это станет источником вдохновения и незаменимым ресурсом для самореализации всех членов семьи, а в особенности - малышей!
Методика работы с портфолио.
С точки зрения активно-неадаптивной теории развития творческой активности личности основным механизмом развития является о-со-знание (совместное знание) себя в качестве субъекта творчества. Мы исходим из того, что каждый ребенок обладает творческим потенциалом, каждый пытается по-своему изучить этот мир, экспериментирует, делает свои маленькие открытия, придумывает новые слова, воображает новые миры и т.д.
Однако, если эти «творения» остаются незамеченными взрослыми, то дети быстро забывают о них и переключаются на другие мотивы (например, потребительские) и виды деятельности.
Если же взрослый обратит внимание на то, что произошло – произошел акт творчества, «открытие» - это что-то очень важное и ценное в нашей жизни и автор этого творения – (Имя ребенка), то тем самым взрослый поможет ребенку осознать себя в качестве творца, субъекта творчества и это осознание будет побуждать ребенка и дальше пробовать свои силы, возможности в различных сферах жизни – будет положена основа формированию главного качества творческой личности – творческая устремленность.
Одним из инструментов такого о-со-знания является потрфолио – копилка достижений.
§ Портфолио – способ фиксирования и структурирования индивидуальных достижений за определенный период.
Поскольку наша основная цель – развитие творческой активности, то мы будем говорить о творческом потрфолио, представляющего ребенка или педагога, или родителя как творческую личность.
Принципы работы с портфолио:
§ Систематичность (заполнение не реже 1 раза в месяц)
§ Активность и инициатива ребенка (ребенок сам выбирает, какие работы помещаются в портфолио, может их менять)
§ Индивидуальный подход
§ Сотрудничество (ребенок-родитель-педагог)
Важно, чтобы это было не разовое
мероприятие – сделали, положили на полку и забыли, а система работы, чтобы
ребенок знал, что есть такая книга, где он является главным героем, в которой собираются
его лучшие работы, интересные вопросы, сочиненные истории, собственные видения
и осознания и т.д., чтобы он сам был заинтересован в том, чтобы эта книга была
«живой», постоянно обновлялась, чтобы он самостоятельно отбирал те работы,
которые он считает достойными и принимал участие в ее оформлении. Важный
принцип – совместное творчество. Рисунок ребенка – а рамка Родителя, поделка
ребенка, а оформление – воспитателя. Если ребенок почувствует, что его
творчество ценится, радует взрослых – это даст ему мощный стимул к продолжению.Успехов на творческом пути!